Период, который принято называть «кризисом третьего года» – один из важнейших этапов в жизни малыша. От того, как пройдет этот рубеж, зависит формирование самооценки, чувства собственного «Я» и волевых качеств.
Что такое кризис 3-х лет? Это возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному. Он является закономерным явлением в развитии психики ребёнка и в отличие от стабильных периодов длится недолго, примерно несколько месяцев, у разных детей протекает с разной степенью выраженности и интенсивности.
Суть кризиса трёх лет состоит в том, что ребёнок перестаёт беспрекословно подчиняться родителям. В результате и появляется упрямство как одна из первых форм противостояния взрослому. Иначе говоря, кризис трёх лет — это кризис рождения «я».
Позитивное содержание кризиса трёх лет состоит в том, что малыш учится отстаивать свои желания, давать отпор внешнему давлению и противопоставлять свою волю воле окружающих.
Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в
период кризиса трёх лет «семизвездием симптомов». Рассмотрим эти симптомы более подробно.
1.Негативизм. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
2.Упрямство. Это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.
3.Строптивость. Направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.
4.Своеволие . Стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»).Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.
5.Протест-бунт. Проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений.
6.Обесценивание. В глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.
7.Деспотизм. Ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все, что он требует.
Причины возникновения семи симптомов объясняются тем, что ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю. Обострение взаимоотношений со взрослыми может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности и личной инициативы ребёнка, частого и неадекватного применения запретов и наказаний, а также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к ребёнку окружающих людей.
Известные психологи и педагоги считают, что под негативным симптомом кризиса
«скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме». Положительным приобретением детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей.
Чтобы кризис трех лет происходил во взаимопонимании между родителями и ребенком, существует ряд рекомендаций, использование которых постепенно приведёт к преодолению негативных симптомов в поведении ребёнка.
1.Избегание авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании.
2.Осуществление единой тактики воспитания в семье.
3.Поощрение познавательного интереса и самостоятельности ребёнка (в доступных пределах для данного возраста).
4.Использование игровых приемов в общении и обучении ребёнка самостоятельности.
5.Объяснение правил поведения ребёнку в простой и доступной для него форме. Проявление спокойной требовательности к исполнению этих правил.
6.Акцент в воспитании на позитивном разрешении действовать, а не на запретах и наказании.
7.Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора.
8.Обучение ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.
Методы, выбранные родителями для воспитания своих детей, оказывают большое влияние на дальнейшее поведение ребенка, так как именно родители являются его главным авторитетом. Важно чтобы родители в методах воспитания не прибегали к крайностям, а определили для себя истину, находящуюся между этими двумя пунктами.