Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок

Все, что касается развития  детей,  вызывает особенный интерес, как у их родителей, так и у врачей. Особенно сложно подчас отличить нормальное поведение ребёнка от отклонения, различить гиперактивность у детей и просто врожденную склонность к повышенной активности.

Активные или гиперактивные дети?

Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, вдруг ваш малыш становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, ребёнок начинает  злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально.  Утомляют детей и длительные переезды.

У  всякого ребёнка время от времени случаются моменты гневливости. А  сколько детей начинают «разгуливаться», в постели, когда пора спать , или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход  скуке, вовсе не признак гиперактивности.

Шумный ребёнок – баловник или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, полный сил и энергии – это радость, а не повод  для беспокойства.

И, наконец, ребёнок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных.

И так, что же такое гиперактивность?Гиперактивность у детей

Гиперактивность – это комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития.

В 80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить  к самостоятельным заболеваниям, назвав «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Особенности активных детей.

-Могут быть активными, даже чрезмерно, это нормальное состояние деток, познающих мир, радующихся каждому дню. Отличительной особенностью такого поведения является непостоянство, это значит, что ребенок может дать волю эмоциям, например, один раз в день. Такой выплеск наиболее вероятен вечером. Это защитная функция организма, позволяющая избавиться от накопившейся энергии. После такой разрядки ребенок успокаивается.

-Чрезмерная подвижность малыша наблюдается только в  одном месте, например, дома. В садике и в школе он ведет себя вполне спокойно. Может сложиться и наоборот, дома он будет вести себя тихо, а в школе носиться сломя голову, вертеться на занятия, не слушать учебный материал.

-Не конфликтный, то есть он может постоять за себя, дать сдачу, но сам не провоцирует такие ситуации.

-Почти всегда веселый, жизнерадостный, полный энергии, энтузиазма.

-Нарушение сна не наблюдается.

Особенности гиперактивных детей.

Шумные дети-Дети излишне подвижны, практически постоянно, период спокойного состояния присутствует, но продолжительность его слишком мала от 2 до 10 минут. Всегда время активности превышает время спокойствия.

 

-Активность проявляется везде, где бы ни был ребенок. Окружающая обстановка не влияет на его поведение – он активен всегда.

-Говорит очень быстро, часто «съедая» окончания слова. Переходит от одной темы к другой, забыв закончить предыдущую мысль. Задает много вопросов, не дает подумать и сформулировать ответ. Создается впечатление, что вопросы задает просто так, без цели получить на них ответ. Сон гиперактивного ребенка беспокойный, тревожный.

-Не способен сосредоточиться, его отвлекает любой посторонний шум.

-Не может контролировать свое поведение, эмоции. Импульсивен. Может выступать в роли инициатора ссор, драк.

Как вести себя с активным ребенком.

Чрезмерная активность абсолютно здорового  ребенка доставляет много хлопот его родителям.  Тут нужен усиленный контроль. Внимание и терпение взрослых. Чтобы сгладить острые углы в отношении с активным ребенком  нужно предлагать ему свои, более осмысленные варианты активных игр. Например, не бездумное бросание мячика, а настольный теннис; не  просто  беганье взад- вперед, а зарядка, танцы под музыку. Физические упражнения. Активных детей следует заинтересовать спокойными  занятиями: чтение книг, рисование и т.д. В этом  поможет сам ребенок,  нужно просто всегда давать ему выбор. Пусть сам выберет жанр книги: стихи, сказки и т.д. Пусть сам решит, чем рисовать.

Как вести себя с гиперактивным ребенком.

Как успокоить ребенка. Если ваш ребенок перевозбужден, постарайтесь сменить обстановку на более спокойную, например, предложить ему воды или уведите в другую
как успокоить ребенка комнату. Если малыш расстроен, обнимите его, погладьте по голове – это дает положительный результат, т.к. физический контакт очень значим для детей с  СДВГ.  Принятие успокоительной ванны перед сном  – это хорошее средство для гиперактивных детей. В состав набора для приготовления такой ванны обычно входит  экстракт шишек хмеля и хвойных деревьев. Обязательно проконсультируйтесь с врачом перед выбором такого вида лечения. На ночь прочитайте малышу любимую сказку или вместе посмотрите иллюстрированную книгу. Массаж или легкая музыка может помочь ребенку быстрее заснуть.

Соблюдайте распорядок дня. Соблюдение распорядка дня является основой успешного воспитания ребенка с СДВГ. Игры, прогулки, отдых, прием пищи и отход ко сну должны выполняться строго в одно и то же время. Ребенок будет пытаться нарушить этот расклад, старайтесь выполнять его, хотя и нужно немного проявлять гибкость. Постепенно ребенок сам приучится к упорядоченной и размеренной жизни. Если малыш соблюдает правила, хвалите его за это.

Здоровый сон не менее 7-8 часов сутки – это еще один из способов, как помочь гиперактивному ребенку стать спокойнее.

Проявляйте выдержку. Давая ребенку новые и трудные задачи, сопровождайте их спокойными, короткими, четкими объяснениями. Вы должны показать определенное количество раз пока Ваш ребенок не запомнит. Постарайтесь тренировать его зрительное, слуховое, чувственное восприятие, а также его память, у гиперактивных детей она развита слабее, чем у других. Повторяйте по несколько раз то, что хотите донести до ребенка, будьте терпеливы. Уделяйте ему больше времени, играйте с ним, учите правилам общения и поведения.

Настройтесь  позитивно, у Вас всё получится. Всегда откликайтесь и реагируйте на малейшие сдвиги в поведении ребенка, пусть они даже незначительные. Если будете искать в ребенке хорошее, то будьте уверены: вы всегда это найдете.
Не бойтесь своего ребенка, не жалейте его и не дразните, не относитесь к нему с пренебрежением. Знайте и помните о том, что он имеет особую нервную систему.

Корректно формулируйте запреты. При общении с малышом, страдающим синдромом ДВГ, стройте предложения так, чтобы там отсутствовало отрицание и слово «нет». Например, не стоит говорить: «Не бегай по траве!», гораздо эффективнее будет сказать: «Выйди на дорожку». Даже при возникновении конфликтной ситуации старайтесь сохранять спокойствие. Если Вы что-то запрещаете ребенку, обязательно объясните, в чем причина этого, и предложите альтернативы.

Четко ставьте задачи. Наши невнимательные гиперактивные дети отличаются слабо развитым логическим и абстрактным мышлением, поэтому такому малышу необходимо обозначать задачи более четко. При общении и работе на занятиях с ребенком старайтесь говорить максимально короткими предложениями, без лишних смысловых нагрузок. Необходимо избегать длинных формулировок. Говорите медленно и спокойно.

Будьте последовательны. Главная характеристика гиперактивного ребенка – это невнимательность. Не рекомендуется давать таким детям сразу несколько поручений, например, «убери игрушку, вымой руки и садись ужинать». Ребенок с трудом воспримет всю информацию сразу, наверняка отвлечется на что-то другое и не станет делать ни одно задание. Поэтому при общении и работе с малышом старайтесь давать им поручения в логической последовательности.

Дайте ребенку какое-нибудь ежедневное поручение. Поручение должно быть в пределах его возможностей. Обязательное условие это следить за его выполнением. Всегда поощряйте старания ребенка.

Контролируйте временные рамки. Гиперактивность у детей проявляется в плохом чувстве времени, поэтому Вам необходимо самостоятельно следить за сроком, до которого работа должна быть выполнена. Если Вы хотите покормить ребенка, забрать с прогулки или уложить спать, обязательно предупредите его об этом минут за 5.

Определите рамки и критерии поведения. Вседозволенность однозначно не приносит пользы, поэтому разграничьте, что нельзя и что можно малышу. Если потомство заслужило, наказывайте его, только педагогически, обязательно объясняя причину наказания. Он тоже должен всегда отвечать за свое поведение.

Придумайте знаковую или бальную систему вознаграждения, например, отмечайте звездочкой каждый хороший поступок, а за определенное количество звездочек дарите ребенку игрушку или сладости. Можно завести дневник самоконтроля и отмечать там вместе с малышом его успехи в саду, школе или дома.

Создайте малышу комфортные условия. Такому ребенку необходима отдельная комната или хотя бы уголок. Оформляя это место, не нужно ярких цветов и не понятных орнаментов. Просто не яркие цвета, самый минимум вещей, ничем не украшенные стены, будут создавать условия для его концентрации. Лишнее нужно убрать, потому что гиперактивный ребенок не сможет сам отсеять ненужные раздражители.

Создавайте ребенку такие условия, чтобы он мог сконцентрировать свое внимание, делать что-то одно: дайте ему игрушку и только одну и из закрытого ящика; если ребенок рисует, уберите все лишнее со стола; когда он делает уроки, выключите телевизор радио. Ребенка от основного занятия будут отвлекать посторонние раздражители.

Создавайте возможности для расходования избыточной энергии. Малышу с СДВГ будет полезно иметь хобби. В первую очередь ориентируйтесь на его увлечения. Если малыш будет хорошо разбираться в какой-то области, это придаст ему уверенности в себе. Прекрасно, если ребенок занимается в спортивной секции или посещает бассейн. С помощью физических упражнений, особенно на свежем воздухе, малыш сможет выплеснуть избыток энергии и, помимо того, будет учиться дисциплине.

 

Стоит ли принимать успокоительные препараты для лечения гиперактивности у детей

 Если дети гиперактивны, как бороться с этим? Когда малыш становится неуправляем, взрослые готовы на любой шаг, чтобы немного отдохнуть от шумного малыша. Но не стоит забывать, что эффективный курс лечения может назначить только врач. Как правило, таким детям рекомендуют принимать успокаивающие препараты. Действие подобных препаратов для гиперактивных детей направлено на нормализацию сна, снижение раздражительности, уменьшение тревожности и т.д. Курс лечения

определяется только после проведения комплексного обследования ребенка.

Любой препарат, использующийся как успокоительное для гиперактивных детей, назначается строго индивидуально.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники